Почему перестали производить сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры, если летать на них можно быстрее

Вообще когда-то существовали два самолёта, которые могли развивать сверхзвуковую скорость и перевозить пассажиров. Это Ту-144 и Конкорд. Но почему от их производства в итоге отказались?

Последний полёт Ту-144 состоялся в 1978 году, а Конкорда - в 2003 году. Больше пассажирские авиалайнеры не создавались. И этому есть несколько объяснений.

Первое - небольшая дальность полёта. Равнялась она у сверхзвуковых моделей 6-7 тыс. км, а скорость при этом - 2200-2300 км/ч. То есть летать они могли только между какими-то крупными центрами, которые находились не дальше 6-7 км друг от друга. В то же время Boeing 747-100 обладал дальностью полёта в 9800 км при скорости 955 км/ч, а Ил-86 - 3-5 тыс. км при скорости 900 км/ч. С точки зрения стабильности расходов и эксплуатации упомянутые выше модели тоже превосходили сверхзвуковые.

Вторая причина, почему прекратили производство сверхзвуковых авиалайнеров, - недостаток комфорта и экономичности. Дело в том, что таким самолётам на 100 км требовалось на 13-14 л топлива больше, чем обычным. По это причине и билеты стоили на подобные лайнеры дороже. Кроме того, полёт было сложно назвать комфортным, так как двигатели у них были очень шумными.

Были у сверхзвуковых моделей и другие проблемы. Например, из-за изменения аэродинамической конструкции во время полёта лайнеры требовали больших эксплуатационных расходов, частого технического обслуживания. Кроме того, оболочка самолёта в процессе полёта сильно нагревалась, поэтому алюминий быстрее утрачивал свои свойства.

В результате стоимость билетов на сверхзвуковые самолёты не могла покрыть даже малую часть расходов на эксплуатацию. В сочетании с другими факторами это привело к тому, что авиакомпании решили перейти на обычные самолёты, так как они могли дать больше прибыли при меньшем числе рисков.